ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ
ЯХРОМА
Московская область

Усадьба Апраксиных в Ольгово

Впервые колено Апраксиных упоминается в XIV веке.
По сказаниям древних родословных книг, к великому князю Олегу Рязанскому из Большой Орды выехал муж честен Солохмир.

История происхождения рода
В последствии Солохмир принял св. крещение и был назван Иоанном. Великий князь Олег Иванович Рязанский выдал за него свою младшую сестру, княжну Анастасию Рязанскую, и пожаловал ему несколько вотчин в Рязанском княжестве.

У Солохмира был правнук Андрей Иванович, прозванием Опракса, от которого и начали писаться сперва Опраксины, а потом Апраксины."
Апраксины и государственная власть
В XV веке Апраксины перебираются из Рязани в Москву, служить государю, великому князю Московскому Ивану III. А в 1682 г. Марфа Матвеевна Апраксина дочь знатного придворного Матвея Васильевича выходит замуж за царя Федора Алексеевича и становится царицей.

Через 71 день царь умирает, а царица остаётся бездетной, но статус при дворе и уважение сохраняет до последних дней своей жизни. Когда следующий правитель, Петр I, взошёл на престол, он оставил за Марфой государственное попечительство. Так, род Апраксиных открывает дорогу в царское окружение.
Усадьба в Ольгово
Во владения Апраксиных входили множество роскошных имений и усадеб, одна из них была в Ольго́во (до 1820-х Льгово) — в настоящее время Дмитровском городском округе Московской области.

Ольгово известно с XVI века, в ту пору оно было дворцовой вотчиной. Затем в 1619 году село пожаловано Дмитровскому воеводе Федору Васильевичу Чаплину. И более века Льгово находится во владении его наследников, последний из которых стольник Андрей Иванович Чаплин.

Затем имение переходит его дочери Прасковье и ее мужу Леонтию Яковлевичу Соймонову. И только после всего этого в качестве приданного усадьба переходит Степану Федоровичу Апраксину, женившемуся на дочери Соймонова Аграфене Леонтьевне. С тех пор усадьба принадлежала роду Апраксиных.
Степан и Екатерина Апраксины
Одними из особо примечательных персонажей в истории усадьбы являются Степан Степанович Апраксин (1756-1827) и его жена Екатерина Владимировна (1768-1854), урожденная княгиня Голицына. Они были очень известной парой своего времени. С.С. Апраксин, как и его отец, был человеком военным, дослужился до генерала от кавалерии, занимал пост губернатора Смоленска, был предводителем московского дворянства и одним из богатейших помещиков в России.

В его многочисленных имениях насчитывалось более 50 000 крепостных. Женой Степана Степановича была княжна Екатерина Владимировна (урожденная Голицына) – дочь знаменитой пушкинской «Пиковой дамы» Н.П. Голицыной, которая неоднократно гостила в Ольгово.

Хозяевами они были умелыми, и преимущественно занимались благоустройством своих загородных владений, строили фабрики, решали земледельческие вопросы. А их усадьба была не только летним дворцом для отдыха аристократических семейств, но сочетала в себе и доходную функцию, связанную с хозяйственной деятельностью.

Степан Степанович и Екатерина Владимировна многое привнесли в украшение своего загородного имения. Именно при них усадьба приобрела облик, который сохраняла до начала XX столетия.
Франческо Кампорези
В своем имении Апраксины старалась создать атмосферу первозданной красоты природы в сочетании с хрупким изяществом ландшафтного искусства. Итальянский архитектор и художник Франческо Кампорези воплощал здесь свои идеи.

Талантливый мастер, приглашенный в Россию Екатериной II для строительства Екатерининского дворца, после окончания строительства берется за обустройство архитектурного ансамбля и парка усадьбы. Степан Степанович говорил о нем «…министр всех ольговских построек и верховный учредитель всех наших празднеств».
Период расцвета
В период своего расцвета усадьба была культурным центром и местом отдыха светской знати. Здесь проводились спектакли и устраивались игры, охоты, балы, званые обеды. Одним из таких праздников в усадьбе, пользовавшихся наибольшей популярностью, была «карусель». Приглашались именитые гости: поэты, писатели, актеры, драматурги, военные, советники, государственные деятели.

Владения представляли собой комплекс зданий для владельцев и дворовых людей, кухонные и хозяйственные корпуса, стилизованный античный сад общей площадью около 60 га, с великолепными природными пейзажами, искусственными прудами с романтическими названиями и скульптурными группами. Популярность усадьбы у высших слоев общества способствовала тому, что сегодня мы можем восстановить по источникам общий вид внутреннего убранства дворца.
Крепостной театр Апраскиных
Знаменит был апраксинский театр. В театральной труппе насчитывалось 18 человек, в то время императорский театр в Москве имел всего 13 человек. В театре Апраксиных был собственный оркестр. В Ольгово ставились любительские спектакли.

Кроме крепостных актеров в спектаклях часто принимали участие Василий Львович и Алексей Михайлович Пушкины (родственники поэта), известный актер А.С. Яковлев и многие другие.

Е.П. Янькова, жившая по соседству с Апраксиными, вспоминает: «В доме Апраксиных был отдельный театр с ложами в несколько ярусов, и когда в Москву приезжала итальянская опера, то итальянцы в этом театре и давали свои представления… Все знатные певцы, музыканты и певицы, которые бывали в Москве, непременно попоют и поиграют у Апраксиных, и много хорошего наслушалась я на своем веку в их доме».

Она же рассказывала и о забавных случаях: «Раза два или три случалось видеть на сцене и саму Апраксину; она никогда бывало своей роли хорошенько не запомнит; забудет что следует говорить, подойдет к суфлеру, тот ей подсказывает, а она не слышит, остановится и спрашивает его: «Comment?» («Как?»).
Достопремичательности
На территории усадьбы когда-то находился огромный парк. Из регулярного французского он превращался в живописный английский и наполнялся множеством затей: беседок, статуй, павильонов, искусственных руин. Их автором также является Кампорези.

Здесь рядом и «Храм добродетели», и «Турецкая мечеть», и триумфальная арка, обелиски. Так же были пруды, занимавшие внушительное пространство парка. Они носили оригинальные названия: «Белый воробей», «Черный воробей» и «Малиновый воробей».

Для переправы существовал паром, а на "Черном воробье" был обустроен "Остров любви". Следует упомянуть о наличии в усадьбе церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенной К.Л. Дружининым еще в 1751 году при Соймоновой.

Посетив усадьбу, из сохранившихся построек вы также сможете увидеть:
руины главного дома, флигели, жилые корпуса для крепостных, башню въездных ворот, парные обелиски, грот в парке, здание церковно-приходской школы, конный и скотный дворы, амбары и другие сохранившиеся памятники.
Снаружи:
Начало двух въездных аллей отмечают парные обелиски, на въезде в парадный двор перед усадебным домом располагалась две башни в стиле псевдоготики. Двухэтажный на высоком цоколе дом сложился за два строительных периода.

В 1790-х Ф. Кампорези капитально реконструировал старый усадебный дом, достроил второй этаж, украсил фасад, добавил деревянные пристройки. Северный флигель был построен для театра. И современный южный флигель построен в 1883 деревянным на месте стоявшей здесь оранжереи архитектором Н.В. Набоковым, в 1980-х перестроен в кирпиче.

Флигели объединены с домом открытыми переходами на арках, балюстрады которых раньше были украшены вазами. У главного въезда, замыкая парадный двор полукружием, расположены два жилых корпуса для дворовых людей: один — для холостых, другой — для семейных.

Со стороны парка дом обработан мощным шестиколонным портиком, поставленным на высокий, прорезанный арками, белокаменный выступ цокольного этажа.
Внутри
Дом имел два больших зала, отделанных в классическом стиле, из которых один выходит на парадный двор, а второй — в сторону парка. Последний зал, большой и двухсветный, по размерам немного уступает зеркальному залу в Кусково.

Стены его украшены парными пилястрами. Колонны коринфского ордера поддерживают хоры. Всё в этом зале выполнено из дерева, вплоть до колонн, раскрашенных под мрамор. В люнетах между пилястрами помещены гипсовые барельефные изображения предков Апраксиных.

Зал был обставлен прекрасной мебелью работы крепостных. На стенах зала висели фамильные портреты как русских, так и иностранных художников.
Конец золотого века
Ольгово называли «бытовой повестью двух столетий», так как оно на протяжении двух веков принадлежало одной семье. И все это время в доме накапливались старинные вещи и ценности. Это и собрание живописи, скульптуры, изделия из бронзы, фарфора, серебра, а также мебель, семейный архив, богатая библиотека, целая коллекция старинных кафтанов, театральных костюмов.

А.Н. Греч писал: «Ольгово можно было справедливо считать бесценным документом прошлого, наглядной декорацией невозвратно ушедшего быта». Но, к сожалению, столь шумная и разнообразная жизнь в усадьбе затихла после того, как в начале XX века умер последний владелец усадьбы из рода Апраксиных.

Его жена, дожив до 1915 года, оставила свое имение внучатому племяннику, жившему во Франции. А в годы революции усадьба отошла к общественным землям и стала санаторием, музеем и сельскохозяйственной артелью. Зданием музея руководили художники, которые старались сохранить красоту стиля планировки и дизайн помещений. Но все же, усадьба пришла в полуразрушенное состояние, и перешла в XXI век в неприглядном виде.
Интересные статьи
  • Существующая усадьба была сформирована в конце XVIII - начале XIX века при фельдмаршале С.Ф. Апраксине и его сыне генерале С.С. Апраксине.
  • Усадьба Ольгово (до начала XIX в. - Льгово) располагалась в юго-западной части современного Дмитровского края, одного из самых живописных уголков Подмосковья, который некогда был местом скопления «дворянских гнезд».
  • Подмосковная усадьба Ольгово в наш дни является, пожалуй, самым ярким примером крайне неоднородного возрождения.
  • «Бесстильное», по словам Ю. Анисимова, Ольгово Апраксиных вызывало самые восторженные отзывы современников.

Московская область, с. Ольгово

д. 92, корп. 11
Если Вы хотите рассказать об интересном месте или добавить свой объект на карту, пожалуйста, свяжитесь с нами по указанным в конце страницы контактам.
ОТКРЫВАЙ
С НАМИ!
Made on
Tilda