ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ
ЯХРОМА
Московская область

Шлюз № 3 канала им. Москвы

Один из самых красивых шлюзов канала им. Москвы, соединяющего реку Москву с Волгой.
Строительство канала Волга-Москва было начато в 1930-е годы.

Строительство канала
Сам канал, на котором был возведен шлюз, был построен в короткие сроки. Протяженность канала составляет 128 километров, что превышает длинну Панамского канала, но чуть меньше Суэцкого. Столь быстрых темпов работы удалось добиться благодаря тясячам заключенных Дмитровского исправительно-трудового лагеря – Дмитлаг.

Исправительно трудовой лагерь существовал с 1932 по 1938 год на территории Москвы и области. Дмитлаг был создан, чтобы заключенные трудились и отбывали срок на строительстве канала Москва - Волга.
Архитектор
Из вольнонаемных рабочих привлекались проектировщики, в числе которых был и Владимир Яковлевич Мовчан. Каждому архитектору был дан определенный объект. Владимиру Яковлевичу был поручен Яхромский гидроузел. Через несколько лет на канале Москва - Волга был построен шлюз №3.

Длина шлюза составляет 290 м, ширина равна 30 м, глубина - 5,3 м. В нем теплоходы, лайнеры и суда поднимаются или опускаются на 8 метров. Шлюз имеет две башни, на которых сейчас величественно возвышаются медные модели парусных кораблей Христофора Колубма - «Санта Мария».
Уникальная идея
После постройки шлюза Владимир Мовчан начал задумываться об украшении башен. Но к моменту выбора, самые "выгодные" образы были заняты. Ленин, Сталин и другие деятели партии уже были на других сооружениях. Поэтому Мовчану предложили поискать другую идею. После долгих раздумий Владимир Яковлевич все же пришел к решению.

Он решил установить на башнях шлюза парусники Христофора Колумба. Почему же именно парусники Колумба? Потому что Колумб вернувшись в 1492 году из дальнего плавания, открыл европейцам не только новый континент, но и новые возможности. А строительство столь великого канала,в 1930-е было огромным успехом для социалистического государства, а также открывало новые горизонты для транспортной системы СССР.
Каравеллы Колумба
Вот что говорили идеологи строительства об идее украшения шлюза макетами кораблей Колумба: «Канал Волга-Москва является началом соединения Москвы с пятью морями. Героические люди Испании во главе с Христофором Колумбом соединили в XV столетии Старый и неведомый до них Новый свет. Выполненные из меди модели каравелл Колумба здесь, под Москвой, становящейся, благодаря проведению канала, крупным портом, соединяющим моря Советского Союза».

До установки этих величественных парусных кораблей, на их месте стояли флаги. Но вскоре ,в ноябре 1941 года, при наступлении немецко-фашистских захватчиков, две башни шлюза были взорваны отступавшими советскими войсками. Башни восстановили в 1942 году, а макеты каравелл были изготовлены заново в 1990-1991 гг. Именно благодаря кораблям Колумба, Шлюз № 3 многие считают самым красивым и необычным на канале.
Цыгане?
Существует интересная версия, касающаяся непосредственного воплощения макетов кораблей в жизнь. После создания чертежей и эскизов оставалась всего лишь одна проблема - найти мастера. Говорят, что в итоге Мовчан все же нашел выход из ситуации. Для отлива из меди макетов были привлечены цыганские мастера из числа заключённых.

Так это на самом деле или всё же красивая байка, но к результату работ у профессионалов есть претензии, так как отлитые макеты кораблей не подходят под описание каравелл. Владимир Мовчан не разбирался в кораблях и не был моряком. Но , как любой хороший архитектор в первую очередь смотрел сначала на эстетическую сторону своей работы, а потом уже на схожесть с оригиналом.
Интересные статьи
  • Голос в репродукторе заученно бодр: "Посмотрите направо… Посмотрите налево… Наш теплоход прибывает в шлюз № 3 канала имени Москвы, ранее – канала Москва–Волга". Отдыхающие послушно внимают откровениям экскурсовода.
  • Парадно отличается Шлюз №3 Канала имени Москвы. Да, он тоже однокамерный. Расположен в городе Яхрома Московской области. Вместе с Шлюзом 4, находящимся в 4 км к юго-востоку в поселке Деденево, входит в состав Яхромского гидроузла, являясь его первой ступенью на северном склоне Клинско-Дмитровской гряды.
  • Рядом с железнодорожной станцией Яхрома Савеловского направления расположен важный гидроузел в системе канала имени Москвы – Шлюз №3. Он является одним из одиннадцати шлюзов рукотворной водной артерии, растянувшейся на более чем 100 километров, которая вот уже восемьдесят лет соединяет реку Москву с Волгой и снабжает столицу волжской водой.

Московская область, г. Яхрома

рядом с жд станцией Яхрома
Если Вы хотите рассказать об интересном месте или добавить свой объект на карту, пожалуйста, свяжитесь с нами по указанным в конце страницы контактам.

ОТКРЫВАЙ
С НАМИ!

Made on
Tilda